Вторник
23.04.2024
21:49
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    КЛАССНЫЙ ЧАС В рамках программы «Воспитание основ толерантного поведения в школе» ЭТАПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

    Цели: развитие эмпатических способностей; воспитание терпимости к инакомыслию; развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием; воспитание неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

    Задачи:

    ·         снятие страха перед самостоятельным высказыванием;

    ·         развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    ·         развитие  навыка  анализировать  свои  поступки  и  происходящие  события;

    ·         осознавать свое отношение к миру;

    ·         формировать умение ценить свою и чужую работу;

    ·         закрепить чувство радости от совместного труда и творчества.                                                                            

    ВВЕДЕНИЕ.

    Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того чтобы бороться с нетерпимостью, индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: Толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах? Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее   рельефно   все   это   проявилось   в   1998-1999   годах   в   действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе. Часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость также часто имеет общее с ощущением собственной ценности и высокомерия: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным   и   культурным  различиям,   как   терпимость   к   чужим   мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня культуры. Россияне еще не достигли того уровня демократической культуры, поэтому толерантность и межличностное доверие остаются на низком уровне. Толерантность - терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого сейчас не хватает некоторым людям и нациям. Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни лю­дей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим лю­дям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участ­вуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опере­дить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения возна­граждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняет­ся тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возмож­ных причин и последствий. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. «Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.  2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.                                                      

    Основная часть.

    1 ученик:  Этапы протекания конфликта. Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы.

    2 ученик:  Все эти потребности можно под­разделить на пять основных типов:  

    1.    физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);

    2.    потребности в безопасности;  

    3.    социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);

    4.    потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;

    5.    высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть связана с напряжени­ем, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.  

    3 ученик: Реакция на неудовольствие может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия. Отступление - может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда напряжени­е загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии. Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей.. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрес­сивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.  

    4 ученик: Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон раз­ногласий следующим образом. 1. Личностный конфликт. 2. Межличностный конфликт. 3. Межгрупповой конфликт. 4. Конфликт принадлежности. 5. Конфликт с внешней средой.  

    5 ученик: Любой социальный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального кон­фликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:  -       предконфликтная ситуация; непосредственно конфликт; стадия разрешения конфликта.  

    6 ученик:  Предконфликтная ситуация. Ни один конфликт не возникает мгновенно. Эмоцио­нальное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в тече­ние некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается на­столько, что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути дости­жения целей без воздействия на соперника. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.  

    7 ученик:   Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, нося­щем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, фи­зическое воздействие, политическая борьба и т.п.) Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в кон­фликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте яв­ляется рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого та­кую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.  

    8 ученик:   Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завер­шение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Уст­ранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное усло­вие погашения конфликта. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные фор- мы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позво­ляющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем измене­ния требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет це­ли своего поведения в конфликте.    

    9 ученик: Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психо­логической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстриро­вать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуа­ции в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мне­ниями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к ком­промиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения кон­фликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.  

    10 ученик:    Послеконфликтная стадия  На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному уст­ранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована соци­ально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегу­лированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.  

    11 ученик:  Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.  

    12 ученик: Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.    

    Заключение.    

    13 ученик:  Можно предложить следующую последовательность воспитания у себя толерантности:

    1.  пониманию друг друга,

    2.  умение признавать точку зрения другого,

    3.  умение выходить из конфликтной ситуации,

    4.  раскрытие интереса к другим народам и нациям,

    5.сохранению школьных традиций,

    6. формирование активной жизненной позиции,

    7. развитие способности жить в мире разных людей и идей,

    8. знание  своих прав и свобод,

    9. признание права другого человека на иное мнение. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.                                                                                 

    Категория: Мои статьи | Добавил: neretina_iv (08.04.2010)
    Просмотров: 2947 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: