Разноуровневое обучение относится к технологии
уровневой дифференциации. А
дифференцированное обучение предполагает создание гомогенных групп
учащихся
для индивидуальной работы с каждым. В нашем лицеи такие
группы создаются как профильные классы, в частности физико-математические , в
них объединяются дети, интересующиеся техникой и компьютером, для многих это ступенька к профессиональному выбору.
Внутри класса дети делятся по уровню умственного развития, по типу мышления и
темпераменту. Такое деление выдержано временем, т.к всех выучить до одного
уровня нельзя, а при разноуровневом
обучении предоставляются условия для оптимального развития и выявленных скрытых задатков и способностей, каждый
ученик обучается до уровня своих возможностей. В свою очередь обучение
адаптируется к особенностям различных групп учащихся.
При
работе в таком коллективе выделяется три типа дифференцируемых программ:
Программа
«А» это базовый уровень, он ориентирован на «стандарты» образования, овладев
им, ученик воспроизводит материал, знает определения и понятия. выполняет задания, соответствующие обязательным
результатам обучения. Программа реально
выполнима, посильна и доступна абсолютному большинству школьников. У нас она
реализуется в базисных классах. Пример:
тема: «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало». Учащийся должен
знать: понятие отражения света. Уметь: строить изображение предмета в плоском
зеркале.
Программа
«В» для интересующихся детей, она обеспечивает овладение учащимися общими и
специфическими приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения
задач на применение полученных знаний. В эту программу вводятся дополнительные
знания, пополняющие и конкретизирующие основные, показывающие функционирование
и применение понятий. Этот уровень увеличивает объем полученных сведений, помогает глубже понять основной
материал. В эту группу включают дополнительные задания и упражнения из
учебника. Пример: дополнение к теме:
«Сферические зеркала». Доп. знания: Законы отражения света. Доп. умения:
строить изображение предмета в сферическом зеркале.
Программа
«С» для способных и одаренных детей, она дает повышенную подготовку, поднимает учащихся на уровень осознанного,
творческого применения знаний. Эта программа вводит ученика в суть проблем,
которые можно решить на основе полученных в школе знаний, развивает способности
и возможности детей, открывает перспективы творческого деятельности. Этот
уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной работе: выполнять
задания из вспомогательной учебно - методической литературы, пробовать свои
силы на олимпиадах и творческих конкурсах, заниматься научной деятельностью.
Пример: доп. тема: «Формула сферического зеркала». Доп. знания: формула сфер
зеркала. Доп. умения: решать качественные и расчетные задачи на законы отражения, рассчитывать
изображения в сферических зеркалах.
Выбор
программы предоставляется самому школьнику и открывает простор для развития
творческой индивидуальности каждой личности, позволяет активизировать и
интенсифицировать деятельность детей, развить творческие способности,
заложенные природой в каждом. По мере роста способностей ребенка он имеет
возможность переходить с одной программы на другую.
При
контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию: работу в режиме диалога,
семинарско-зачетную систему, модульное обучение, внеурочные индивидуальные
занятия и консультации.
Сложностью в дифффиренцированном обучении является оценка знаний, ведь
тройка уровня «А» не соответствует тройке уровня «С». Результаты ЕГЭ позволяют
этот конфликт решить. Когда учитывается
не оценка, а количество набранных по совокупности баллов, всё становится на свои
места.
|