Четверг
28.03.2024
15:42
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Из опыта работы с одарёнными детьми.
    Под одарённостью понимают высокий уровень развития способностей че­ловека, позволяющий ему достигать особых успехов в определённых областях деятельности. Общая одарённость проявляется в овладении всеми видами деятельности, а специфическая связана с определёнными направлениями. Основой одарённости является особенность строения мозга и нервной системы человека. В каждом из нас заложены индивидуальные качества, создающие более или менее благоприят­ные предпосылки для развития психических качеств. Однако природные возмож­ности сами по себе не определяют однозначно развитие личности. Все умствен­ные и эмоциональные способности развиваются в деятельности. Согласитесь, ка­кими бы музыкальными задатками не был наделён ребёнок от природы, из него не выйдет музыканта, если он не учится музыке. Ещё Белинский В. Г. сказал: «Соз­даёт человека природа, а развивает и образует его общество». Основными признаками одарённости являются: 1.  раннее   проявление   интеллектуальных   способностей,   превышающих средний уровень.        2.           хорошо развитое абстрактное мышление, позволяющее прослеживать причинно - следственные связи и делать выводы. 3.   отличная память, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания. Первыми такие способности, как правило, замечают родители. И в зависимости от выбранной ими позиции, пойдёт дальнейшее формиро­вание ребёнка. Если же способности ребёнка остались незамеченными в семье, то выявить их и создать условия для дальнейшего развития, должны педагоги. Если родители и школа нашли общий язык, то положительный результат обязательно скажется. Конечно же, идеальным вариантом работы с одарённым ребёнком является индивидуальный педагог, который в начале обучения « ведёт» ученика, затем ре­бёнок обгоняет учителя и равняется на корифеев. Но степень развития нашего общества не позволяет нам сделать это. Поэтому, каждый учитель, видя перед со­бой 30 пар глаз должен найти подход к каждому ребёнку, с тем, чтобы через 45 минут все ушли, пополнив свою копилку знаний и получив стимул для даль­нейшего обучения. Наш лицей считается престижным не только в районе, но и в городе, и за его пределами. Доказательством этому местожительство детей, это район Отрож­ки, ВАИ, Машмет. Едут дети и из Центрального района и даже из Сомова и Новой Усмани. Причина этого микроклимат, сложившийся в лицее, педагогический коллектив, наши методы работы и их результаты. Хотелось бы немного рассказать о своих методах работы. Не могу сказать, что у нас учатся исключительно одарённые де­ти, природная одарённость встречается редко, в лучшем случае 2-3 человека в параллели, а вот детей, дивергентное мышление которых создано и развито шко­лой на выходе достаточно много. Физика начинается с 7 класса, т. е. Ко мне приходят дети с уже сложивши­мися отношениями в классе, со своими привычками и потребностями. И, тем не менее, первое, с чего я начинаю - это создание определённого микроклимата, оп­ределённых взаимоотношений между детьми, всего того, что называется благо­приятной обстановкой, способствующей развитию каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен овладевать знаниями и умениями, для того, чтобы выявить свои возможности и реализовать их в творческой деятельности. Я считаю, что если постоянно хвалить одарённого ребёнка, его главным же­ланием становится - преуспеть и выделится на общем фоне, даже ценой униже­ния других. Такое поведение даст обратный эффект, детский коллектив отторгнет от себя талантливого ребёнка и начнёт унижать его. В 8 классе к нам пришёл ре­бёнок из другой школы, после первых дней учёбы мама рассказала, что он захотел идти в школу, у него появились друзья, а в бывшем коллективе он считал минуты пребывания и только успевал отбиваться от оскорблений сверстников. Поэтому я хвалю одним словом - молодец, и ругаю одним словом - плохо. Я учу детей тер­пению, у меня каждый ребёнок имеет право высказать свои мысли, а одарённый ребёнок подведёт итог, классифицирует информацию, предложит несколько спо­собов решения, укажет нестандартный подход. К уроку в классе, где есть талантливые дети, я готовлюсь особо. Бывают те­ мы, которые одарённые дети схватывают на лету, чтобы им не было скучно, что­ бы они не отвлекали меня и детей, я готовлю для них специальные задания, кото­ рые выявляют глубину понимания проблемы, её взаимосвязь с уже изученными темами и перспективы развития. Обычно после таких заданий у ребёнка появля­ ются настолько сложные вопросы, что для ответа на них приходится поднимать дополнительную литературу, долго и кропотливо разбираться, чтобы опроверг­ нуть или подтвердить выдвинутую гипотезу. В 8 классе дети выбирают профиль обучениями у учителей естественного цикла проблемой становится те ученики, которые выбрали гуманитарный профиль, и наоборот. У ребёнка ярко выражены литературные, музыкальные способности, он отличный художник или спортсмен, но занятия физикой и математикой  ему не приносят интереса, он не хочет или не может уделять внимания этим предметам. Я не считаю нужным ломать его духовные ценности, я не буду навя­зывать ему то дело, которое ему не интересно. Я попытаюсь доказать ему, что мир может быть познан и покорён только всесторонним натиском. « Ты много знаешь в своей области, а я своей. Давай докажем друг другу, что мы не можем друг без друга». « Почему у скрипки одна форма, а у домбры другая? Откуда появляется в пустом ящике чарующая мелодия? Почему облака то похожи на белокрылую ло­шадку, то на злого демона?» Я не строю иллюзий о его выдающихся познаниях в физике, но место для меня в его душе найдётся. Если он не полюбит физику, то и не будет её ненавидеть. И это тоже успех. Никто не будет спорить, насколько приятно работать с теми способными детьми, которые любят твой предмет, хотят знать его и доставляют удовольствие себе и окружающим, раскопав новые факты по изучаемой теме. Здесь только ус­певай генерировать идеи. У меня в кабинете есть несколько стендов со сменными окошечками: «Ша­ги по вселенной», «В мир знаний», «Эрудит». Каждый ребёнок, узнав какие - то новые и интересные факты, заполняет соответствующее окно и если на перемене у этого стенда толпится народ и начинается дискуссия, это большее признание та­ланта, чем отметка в журнале. Возникает элемент здорового соревнования. «Кто заинтересует ребят больше?», «Чья заметка интереснее?» Даже слабый ребёнок может победить, и тогда у него появится желание идти в ногу со всеми. В таком виде работы устанавливаются причинно - следственные связи, развиваются по­знавательные способности, обнаруживаются скрытые зависимости и связи, интег­рируется информация, появляются альтернативные пути поиска материала, оце­нивается и сам процесс и его результаты, развивается любознательность. Помогает мне в работе задачник Степановой. В 7 - 8 классах большой инте­рес вызывают задания на составление задач. Справляются все дети, у одних это получается лучше, у других хуже. Задачи одарённых детей поражают всех. При­ мер задачи на теплообмен: хозяйка варила суп и забыла на огне алюминиевую кастрюлю со стальной и оловянной ложкой внутри. Какие процессы произойдут, пока хозяйка разговаривает по телефону, ходит в магазин, и т. д. Эта задача, по мнению всех, была лучшей, и этот пример подтолкнул весь класс на реализацию своих скрытых возможностей, вселил уверенность в своих силах и способностях, включил внутреннюю мотивацию. В этом году день самоуправления в нашей школе был приурочен ко дню учителя. Уроки вели ученики. 10 физико-математический класс (в то время изу­чающий кинематику) весь урок путешествовал с « профессором физики». Дети вычисляли длину грязной дорожки, оставленной башмаками профессора в дви­жущемся вагоне; скорость его машины, когда она проскакивала переезд перед ле­тящем поездом; угол, под которым нужно направить машину, чтобы перескочить ров. А ответы всех задач, вставленные в клеточки, давали численное значение скорости света. Было весело и интересно. А незаметно решили задачи по всей ки­нематике, причём не простые Прошлый год я приглашала коллег на практическую работу: «Построение изображения в 2 плоских зеркалах, расположенных под углом друг к другу». Дети не знали заранее темы урока. Мы получили изображения, нашли зависимость от угла, местоположение точек. Урок удался. Но самое интересное было на следую­щий день: дети принесли разобранный калейдоскоп, склеили скотчем 3-4-5 зеркал, проверяли свои построения на практике и думали, где и для чего это мож­но приспособить. Дети не требовали вознаграждения, им было просто интересно, и они делились своими идеями друг с другом. В своей работе я часто даю долгосрочные задания, чтобы была возможность обдумать и собрать материал, проанализировать ситуацию. Так после изучения теплообмена, я предложила детям обобщить «удивительные свойства воды». Ка­ждый принёс материал, причём в начале делились друг с другом. Всё, что знали другие, отбрасывалось, и, тем не менее, у меня собралась огромная и очень инте­ресная информация. Так появилась двух часовая конференция, на которой о воде дети говорили словами физиков и биологов, химиков и геологов, социологов и юристов, песнями и стихами. Дети запомнили очень большой и интересный объём информации и захотели в таком же ключе поговорить о воздухе, Земле, плазме. Способности одарённого ребёнка нужно не только направлять, но и исполь­зовать. Подбирая ему на каждый урок интересные задачи, я не стараюсь, чтобы их было много. Пусть ребёнок разберёт все возможные варианты решения: для рав­номерного и равнопеременного движения, для прямолинейного и криволинейно­ го. Пусть укажет несколько способов решения, покажет их преимущество. К проверке такого задания готов не каждый учитель. В прошлом году на срезовую кон­трольную работу нам прислали задачу о движении заряженной частицы в элек­трическом поле. Ученики должны были назвать характер движения и объяснить его. Одарённый ребёнок исписал мелким и не очень ровным почерком двойной лист решением этой задачи. Знаю тех учителей, кто перечеркнёт, да ещё и оценку снизит. А ведь оригинальности, гибкости мышления, построению гипотез мы должны учить. Владение большим объёмом информации, умение устанавливать причинно - следственные связи, умение интегрировать материал, одарённый ребёнок может продемонстрировать на обобщающих уроках. Такие ученики хорошо классифи­цируют информацию в блоки, умеют выделить главное. У них отлично получают­ся сводные таблицы, логические блок схемы, опорные конспекты, сравнительные характеристики разделов и тем. Насколько интересны тестовые задания, состав­ленные таким ребенком. Варианты ответов в них соответствуют различным по­ниманием, предлагаемого задания. Поручите такому ребёнку возглавить группу детей, которая на следующем уроке за 15-20 минут повторит пройденную тему, и вы увидите отличные результаты. Талантливый ребёнок разработает материал, а остальные дети с радостью воплотят это в жизнь. Польза для каждого и для всех. Не забываю и об индивидуальной работе. Это научное общество. Каждый год нам называют тему научно - практической конференции. И мне, например, тяжелее всего уговорить детей взять близкую тему. Одарённые дети заранее гото­вятся к такому выступлению, у них есть интересующая их информация, которой они хотят поделиться с остальными. Они не просто переписывают «умные книж­ки», как думают многие. Они действительно обдуманно отбирают и перерабаты­вают информацию. Если есть возможность, полученный материал проверяется на практике. В такой работе каждый ребёнок идёт по своему плану, я только направ­ляю его деятельность, учу оформлять материал, прививаю терпение, чуткость, уверенность и критичность. Я вижу, как из года в год растёт качество таких работ, а вместе с ним и способности ребёнка. Работа с одарёнными детьми это проблема нынешнего дня. Ей надо решать. Должны быть программы для такой работы, специалисты, которые работали бы сами и направляли нас. За такую работу должно быть вознаграждение и для детей, и для тех, кто с ними работает, т. к. она отнимает много времени и сил, но эта иг­ра стоит свеч. А пока слова благодарности выпускников - единственное возна­граждение.  
    Категория: Мои статьи | Добавил: neretina_iv (08.04.2010)
    Просмотров: 1949 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: