|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
Мой сайт |
Из опыта работы с одарёнными детьми.
Под одарённостью
понимают высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему
достигать особых успехов в определённых областях деятельности.
Общая одарённость проявляется в овладении
всеми видами деятельности, а специфическая связана с определёнными
направлениями. Основой одарённости является
особенность строения мозга и нервной системы человека. В каждом из нас заложены индивидуальные качества, создающие
более или менее благоприятные предпосылки для развития психических качеств.
Однако природные возможности сами по
себе не определяют однозначно развитие личности. Все умственные и
эмоциональные способности развиваются в деятельности. Согласитесь, какими бы музыкальными задатками не был наделён
ребёнок от природы, из него не выйдет музыканта, если он не учится
музыке. Ещё Белинский В. Г. сказал: «Создаёт
человека природа, а развивает и образует его общество».
Основными признаками
одарённости являются:
1. раннее проявление
интеллектуальных
способностей, превышающих
средний
уровень.
2.
хорошо развитое абстрактное мышление, позволяющее
прослеживать
причинно - следственные связи
и делать выводы.
3. отличная
память, большой словарный запас, повышенная концентрация
внимания.
Первыми такие
способности, как правило, замечают родители.
И в зависимости от
выбранной ими позиции, пойдёт дальнейшее формирование ребёнка. Если же способности ребёнка остались
незамеченными в семье, то выявить их и создать условия для дальнейшего
развития, должны педагоги. Если родители и
школа нашли общий язык, то положительный результат обязательно скажется.
Конечно же, идеальным
вариантом работы с одарённым ребёнком является индивидуальный педагог, который в
начале обучения « ведёт» ученика, затем ребёнок обгоняет учителя и равняется на
корифеев. Но степень развития нашего общества не позволяет нам сделать это. Поэтому, каждый учитель,
видя перед собой 30 пар глаз должен найти
подход к каждому ребёнку, с тем, чтобы через 45 минут все ушли, пополнив свою копилку знаний и получив стимул для
дальнейшего обучения.
Наш лицей считается
престижным не только в районе, но и в городе, и за его пределами.
Доказательством этому местожительство детей, это район Отрожки, ВАИ, Машмет.
Едут дети и из Центрального
района и даже из Сомова и Новой Усмани. Причина этого микроклимат, сложившийся
в лицее, педагогический коллектив, наши методы работы и их результаты. Хотелось бы немного рассказать
о своих методах работы. Не могу сказать, что у нас учатся исключительно
одарённые дети, природная одарённость
встречается редко, в лучшем случае 2-3 человека в
параллели, а вот детей, дивергентное
мышление которых создано и развито школой
на выходе достаточно много.
Физика начинается с 7
класса, т. е. Ко мне приходят дети с уже сложившимися отношениями в классе, со
своими привычками и потребностями. И, тем не менее,
первое, с чего я начинаю - это создание определённого микроклимата, определённых
взаимоотношений между детьми, всего того, что называется благоприятной обстановкой, способствующей развитию
каждого ребёнка.
Каждый
ребёнок должен овладевать знаниями и умениями, для того, чтобы выявить
свои возможности и реализовать их в творческой деятельности.
Я
считаю, что если постоянно хвалить одарённого ребёнка, его главным желанием
становится - преуспеть и выделится на общем фоне, даже ценой унижения
других. Такое поведение даст обратный эффект, детский коллектив отторгнет от себя талантливого
ребёнка и начнёт унижать его. В 8 классе к нам пришёл ребёнок из другой школы, после первых дней учёбы
мама рассказала, что он захотел идти
в школу, у него появились друзья, а в бывшем коллективе он считал минуты
пребывания и только успевал отбиваться от оскорблений сверстников. Поэтому я хвалю
одним словом - молодец, и ругаю одним словом - плохо. Я учу детей терпению, у меня каждый ребёнок имеет право высказать
свои мысли, а одарённый ребёнок
подведёт итог, классифицирует информацию, предложит несколько способов решения, укажет нестандартный подход.
К уроку в классе, где есть талантливые дети, я
готовлюсь особо. Бывают те
мы, которые одарённые дети схватывают на лету, чтобы им не было скучно, что
бы они не отвлекали меня и детей, я готовлю для них специальные задания, кото
рые
выявляют глубину понимания проблемы, её взаимосвязь с уже изученными
темами и перспективы развития. Обычно после таких заданий у ребёнка появля
ются настолько сложные вопросы, что для ответа на них приходится поднимать
дополнительную литературу, долго и кропотливо разбираться, чтобы опроверг
нуть или подтвердить выдвинутую гипотезу.
В 8 классе дети выбирают
профиль обучениями у учителей естественного
цикла
проблемой становится те ученики, которые выбрали гуманитарный профиль, и наоборот. У
ребёнка ярко выражены литературные, музыкальные способности, он отличный художник или спортсмен, но занятия физикой и
математикой ему не приносят интереса, он не хочет или не
может уделять внимания этим предметам.
Я не считаю нужным ломать его духовные ценности, я не буду навязывать ему то дело, которое ему не интересно. Я
попытаюсь доказать ему, что мир может быть познан и покорён только всесторонним
натиском. « Ты много знаешь в своей
области, а я своей. Давай докажем друг другу, что мы не можем друг без друга».
« Почему у скрипки одна форма, а у домбры другая? Откуда появляется в пустом
ящике чарующая мелодия? Почему облака то похожи на белокрылую лошадку, то на
злого демона?» Я не строю иллюзий о его выдающихся познаниях в физике, но место для меня в его душе найдётся.
Если он не полюбит физику, то и не
будет её ненавидеть. И это тоже успех.
Никто не будет спорить,
насколько приятно работать с теми способными детьми, которые любят твой
предмет, хотят знать его и доставляют удовольствие
себе и окружающим, раскопав
новые факты по изучаемой теме. Здесь только успевай генерировать
идеи.
У
меня в кабинете есть несколько стендов со сменными окошечками: «Шаги по
вселенной», «В мир знаний», «Эрудит». Каждый ребёнок, узнав какие - то новые
и интересные факты, заполняет соответствующее окно и если на перемене у
этого стенда толпится народ и начинается дискуссия, это большее признание таланта,
чем отметка в журнале. Возникает элемент здорового соревнования. «Кто
заинтересует ребят больше?», «Чья заметка интереснее?» Даже слабый ребёнок может
победить, и тогда у него появится желание идти в ногу со всеми. В таком виде
работы устанавливаются причинно - следственные связи, развиваются познавательные
способности, обнаруживаются скрытые зависимости и связи, интегрируется
информация, появляются альтернативные пути поиска материала, оценивается
и сам процесс и его результаты, развивается любознательность.
Помогает мне в работе задачник Степановой. В 7 - 8
классах большой интерес вызывают задания на составление
задач. Справляются все дети, у одних это
получается лучше, у других хуже. Задачи одарённых детей поражают всех. При
мер задачи на теплообмен: хозяйка варила суп и забыла на
огне алюминиевую кастрюлю со стальной и оловянной ложкой внутри. Какие
процессы произойдут,
пока хозяйка разговаривает по телефону, ходит в магазин, и
т. д. Эта задача, по
мнению всех, была лучшей, и этот пример подтолкнул весь
класс на реализацию
своих скрытых возможностей, вселил уверенность в своих
силах и способностях,
включил внутреннюю мотивацию.
В этом году день
самоуправления в нашей школе был приурочен ко дню учителя. Уроки вели ученики.
10 физико-математический класс (в то время изучающий кинематику) весь урок путешествовал с « профессором
физики». Дети вычисляли длину грязной
дорожки, оставленной башмаками профессора в движущемся вагоне; скорость
его машины, когда она проскакивала переезд перед летящем поездом; угол, под
которым нужно направить машину, чтобы перескочить ров. А ответы всех задач, вставленные в клеточки, давали численное
значение скорости света. Было весело и интересно. А незаметно решили
задачи по всей кинематике, причём не
простые
Прошлый год я приглашала коллег на
практическую работу: «Построение изображения
в 2 плоских зеркалах, расположенных под углом друг к другу». Дети не
знали заранее темы урока. Мы получили изображения, нашли зависимость от угла, местоположение точек. Урок удался. Но самое
интересное было на следующий день:
дети принесли разобранный калейдоскоп, склеили скотчем 3-4-5 зеркал, проверяли свои построения на
практике и думали, где и для чего это можно приспособить. Дети не требовали
вознаграждения, им было просто интересно, и
они делились своими идеями друг с другом.
В своей работе я
часто даю долгосрочные задания, чтобы была возможность обдумать и собрать материал,
проанализировать ситуацию. Так после изучения теплообмена, я предложила детям
обобщить «удивительные свойства воды». Каждый
принёс материал, причём в начале делились друг с другом. Всё, что знали другие,
отбрасывалось, и, тем не менее, у меня собралась огромная и очень интересная информация. Так появилась двух часовая
конференция, на которой о воде
дети говорили словами физиков и биологов,
химиков и геологов, социологов и юристов,
песнями и стихами. Дети запомнили очень большой и интересный объём информации и захотели в таком же ключе поговорить
о воздухе, Земле, плазме.
Способности одарённого ребёнка нужно не только направлять,
но и использовать. Подбирая ему на каждый урок интересные
задачи, я не стараюсь, чтобы их
было
много. Пусть ребёнок разберёт все возможные варианты решения: для равномерного
и равнопеременного движения, для прямолинейного и криволинейно
го. Пусть укажет несколько способов
решения, покажет их преимущество. К проверке такого задания готов не каждый
учитель. В прошлом году на срезовую контрольную работу нам прислали
задачу о движении заряженной частицы в электрическом поле. Ученики должны были
назвать характер движения и объяснить его. Одарённый ребёнок исписал мелким и
не очень ровным почерком двойной лист
решением этой задачи. Знаю тех учителей, кто перечеркнёт, да ещё и оценку снизит.
А ведь оригинальности, гибкости мышления, построению гипотез мы должны учить.
Владение большим
объёмом информации, умение устанавливать причинно - следственные связи, умение интегрировать материал, одарённый ребёнок
может продемонстрировать на обобщающих уроках. Такие ученики хорошо классифицируют
информацию в блоки, умеют выделить главное. У них отлично получаются сводные
таблицы, логические блок схемы, опорные конспекты, сравнительные характеристики
разделов и тем. Насколько интересны тестовые задания, составленные таким ребенком. Варианты ответов в них
соответствуют различным пониманием, предлагаемого задания. Поручите такому
ребёнку возглавить группу детей,
которая на следующем уроке за 15-20 минут повторит пройденную тему, и вы увидите отличные результаты. Талантливый
ребёнок разработает материал, а остальные
дети с радостью воплотят это в жизнь. Польза для каждого и для всех.
Не
забываю и об индивидуальной работе. Это научное общество. Каждый год нам называют тему
научно - практической конференции. И мне, например, тяжелее всего уговорить детей взять близкую тему. Одарённые дети
заранее готовятся к такому выступлению, у них есть интересующая их
информация, которой они хотят поделиться с
остальными. Они не просто переписывают «умные книжки», как думают
многие. Они действительно обдуманно отбирают и перерабатывают информацию. Если есть возможность,
полученный материал проверяется на практике. В такой работе каждый ребёнок идёт
по своему плану, я только направляю его деятельность, учу оформлять
материал, прививаю терпение, чуткость, уверенность
и критичность. Я вижу, как из года в год растёт качество таких работ, а вместе
с ним и способности ребёнка.
Работа
с одарёнными детьми это проблема нынешнего дня. Ей надо решать.
Должны быть программы для такой работы, специалисты, которые работали бы
сами и направляли нас. За такую работу должно быть
вознаграждение и для детей,
и для тех,
кто с ними работает, т. к. она отнимает много времени и сил, но эта игра стоит
свеч. А пока слова благодарности выпускников - единственное вознаграждение.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: neretina_iv (08.04.2010)
|
Просмотров: 1949
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|