Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 года № 574 воспитание
выделяется как важнейшая стратегическая задача, и общеобразовательное
учреждение определяется как центральное звено системы образования России, как
фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей.
В реализации
этой задачи главным является формирование воспитательной системы, включающей в
себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и
обучение. Организация воспитывающей деятельности с учащимися на уроке, во
внеклассной и внешкольной работе, в системе дополнительного образования в
обществе (социуме) направлена на создание единого воспитательного пространства,
реализующего следующие цели и задачи:
- обеспечение
возможно более полного всестороннего развития личности каждого ребенка,
формирование школьника как субъекта жизненного пути через
личностно-ориентированный подход и ориентацию на общечеловеческие ценности;
- обеспечение
условий для свободы выбора внешкольных занятий, общественной деятельности с
целью формирования самостоятельности, активности, инициативы, ответственности,
нравственности, высоко образованности, культуры, здоровья каждого гражданина.
Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям
образования.
В школе должна
быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к
решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане
важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом.
Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных
отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в
реализации лидерских функций.
Новый подход к
пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для
социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение
сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое
участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые
для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям
совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Ученическое
самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся,
обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения
для достижения общественно-значимых целей.
Самоуправление
развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами
определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является
ключевым для формирования мотива группового действия.
Развиваясь в
каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает
все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше
педагоги. В результате развития самоуправления постановка управленческих задач
во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся.
Самоуправление в классном коллективе определяется как
действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами
классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности
в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития
одноклассников и решение других социально-ценных задач.
Физико-математические
классы в нашем лицее формируются в 7 классе. Именно в это время, на мой взгляд
и необходимо приступать к созданию самоуправления в коллективе.
Цели самоуправленческой деятельности:
1.Содействие
развитию ребенка.
2. Организация
эффективного функционирования учебной группы.
3.
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных
ролей человека.
Для достижения
перечисленных целей необходимо соблюдать следующие принципы:
1.
Деятельное выполнение работы органов самоуправления.
2.
Социальная значимость деятельности самоуправления.
3.
Соответствие содержательного и
организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития
классного коллектива.
4.
Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и
возможностей органов самоуправления.
5.
Добровольность и выборность органов самоуправления.
6.
Инициатива, самодеятельность и творчество детей.
7.
Гласность и актуальность принимаемых решений,
коллегиальность их разработки.
8.
Сочетание деятельности постоянных и выборных органов
самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
9.
Обязательное представительство классных коллективов в
органах школьного самоуправления.
10.
Взаимодействие всех органов самоуправления.
11.
Сотрудничество детей и взрослых при подготовке,
принятии и выполнении решений.
Мною в классе были созданы 4 команды, каждую из которых
возглавлял капитан, это ребенок, который
на мой взгляд мог организовать работу малой группы. Внутри каждой команды я старалась собрать детей с близкими
интересами. В зависимости от вида деятельности работа команд была
разнообразной: в начале все команды получали одинаковое задание и оценивалось
качество его выполнения, массовость участников, степень участия каждого.
Основной целью было - добиться звания лучшая команда класса. Когда возможности
и интересы учеников стали явными каждая команда стала получать индивидуальное
задание и целью стало - защита интересов класса на лицейском уровне. Постепенно
грани между командами стирались, происходило формирование временного коллектива
при подготовке конкретного мероприятия с учетом интересов, желания и возможностей
каждого ученика. Именно на этом этапе происходит становление активной,
творческой личности, способной отстаивать
свои интересы, честь лицея, района, города, страны. К 10 классу сформировался актив
класса, в который вошли ребята, принимающие активное участие в делах класса и
лицея. К сожалению, в классе нет четко определившегося лидера, хотя задатками
такового обладает достаточно большое количество детей. Именно они взялись
отвечать за работу различных секторов: учебный,
спортивный, информационный, правопорядка, трудовой и патриотический.
Учебный
сектор:
-следит за
успеваемостью класса;
- помогает в
проведении предметных декад, недель;
- привлекает
одноклассников к участию в научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных
конкурсах.
Культмассовый
сектор:
- организует
проведение школьных и государственных праздников;
- организует
проведение экскурсий, походов в кино, театр, музеи;
- составляет
развлекательные программы;
- проводит
творческие вечера, конкурсы, дискотеки;
- организует
персональные выставки учащихся.
Спортивный
сектор:
- организует
проведение различных спортивных мероприятий, Дней здоровья:
- ведет учет
спортивных достижений учащихся;
- организует
туристические походы, экскурсии;
- организует
внутришкольные соревнования по различным видам спорта;
Трудовой
сектор:
- организует
контроль за уборкой школьных помещений;
- организует
работу по соблюдению сохранности и ремонта мебели;
- организует
субботники, работу на пришкольном участке;
Сектор
правопорядка:
- организует
дежурство по классу и школе;
- организует
профилактическую работу по предупреждению правонарушений;
- участвует в
разрешении конфликтных ситуаций.
Самоуправление школьников -
необходимый компонент содержания современного воспитания личности.
С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие
непрерывному личностному росту каждого школьника. Именно гражданское
становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация
потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира, а также
защита прав каждого ребенка - вот принципиальная позиция, которой мы следуем. В
процессе дальнейшей работы структура школьного самоуправления будет
совершенствоваться в соответствии с общими задачами личностно ориентированного
подхода в обучении и воспитании: развитие личных способностей учащихся,
раскрытие природного дара растущего человека.
|