Вторник
18.02.2020
10:44
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Ученическое самоуправление, содержание, форма, сущность

    Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 года № 574 воспитание выделяется как важнейшая стратегическая задача, и общеобразовательное учреждение определяется как центральное звено системы образования России, как фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей.

    В реализации этой задачи главным является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение. Организация воспитывающей деятельности с учащимися на уроке, во внеклассной и внешкольной работе, в системе дополнительного образования в обществе (социуме) направлена на создание единого воспитательного пространства, реализующего следующие цели и задачи:

    - обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности каждого ребенка, формирование школьника как субъекта жизненного пути через личностно-ориентированный подход и ориентацию на общечеловеческие ценности;

    - обеспечение условий для свободы выбора внешкольных занятий, общественной деятельности с целью формирования самостоятельности, активности, инициативы, ответственности, нравственности, высоко образованности, культуры, здоровья каждого гражданина.

     Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования.

    В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

    Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

    Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей.

    Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

    Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач, и не только тех, которые выполняли раньше педагоги. В результате развития самоуправления постановка управленческих задач во многом зависит от инициативы и самостоятельности учащихся.

    Самоуправление в классном коллективе определяется как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно с взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-ценных задач.

     

    Физико-математические классы в нашем лицее формируются в 7 классе. Именно в это время, на мой взгляд и необходимо приступать к созданию самоуправления в коллективе.

     Цели самоуправленческой деятельности:

    1.Содействие развитию ребенка.

    2. Организация эффективного функционирования учебной группы.

    3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

    Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдать следующие принципы:

    1.            Деятельное выполнение работы органов самоуправления.

    2.            Социальная значимость деятельности самоуправления.

    3.            Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.

    4.            Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.

    5.            Добровольность и выборность органов самоуправления.

    6.            Инициатива, самодеятельность и творчество детей.

    7.            Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.

    8.            Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.

    9.            Обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

    10.        Взаимодействие всех органов самоуправления.

    11.        Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении решений.

    Мною в классе были созданы 4 команды, каждую из которых возглавлял капитан, это ребенок,  который на мой взгляд мог организовать работу малой группы. Внутри  каждой команды  я старалась собрать детей с близкими интересами. В зависимости от вида деятельности работа команд была разнообразной: в начале все команды получали одинаковое задание и оценивалось качество его выполнения, массовость участников, степень участия каждого. Основной целью было - добиться звания лучшая команда класса. Когда возможности и интересы учеников стали явными каждая команда стала получать индивидуальное задание и целью стало - защита интересов класса на лицейском уровне. Постепенно грани между командами стирались, происходило формирование временного коллектива при подготовке конкретного мероприятия с учетом интересов, желания и возможностей каждого ученика. Именно на этом этапе происходит становление активной, творческой личности, способной отстаивать  свои интересы, честь лицея, района, города,  страны. К 10 классу сформировался актив класса, в который вошли ребята, принимающие активное участие в делах класса и лицея. К сожалению, в классе нет четко определившегося лидера, хотя задатками такового обладает достаточно большое количество детей. Именно они взялись отвечать за работу различных секторов: учебный,  спортивный, информационный, правопорядка, трудовой и патриотический.

     

    Учебный сектор:

    -следит за успеваемостью класса;

    - помогает в проведении предметных декад, недель;

    - привлекает одноклассников к участию в научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

    Культмассовый сектор:

    - организует проведение школьных и государственных праздников;

    - организует проведение экскурсий, походов в кино, театр, музеи;

    - составляет развлекательные программы;

    - проводит творческие вечера, конкурсы, дискотеки;

    - организует персональные выставки учащихся.

    Спортивный сектор:

    - организует проведение различных спортивных мероприятий, Дней здоровья:

    - ведет учет спортивных достижений учащихся;

    - организует туристические походы, экскурсии;

    - организует внутришкольные соревнования по различным видам спорта;

     

    Трудовой сектор:

    - организует контроль за уборкой школьных помещений;

    - организует работу по соблюдению сохранности и ремонта мебели;

    - организует субботники, работу на пришкольном участке;

    Сектор правопорядка:

    - организует дежурство по классу и школе;

    - организует профилактическую работу по предупреждению правонарушений;

    - участвует в разрешении конфликтных ситуаций.

    Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Именно гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира, а также защита прав каждого ребенка - вот принципиальная позиция, которой мы следуем. В процессе дальнейшей работы структура школьного самоуправления будет совершенствоваться в соответствии с общими задачами личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании: развитие личных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: neretina_iv (24.03.2012)
    Просмотров: 2266 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: