Вторник
18.02.2020
10:41
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Организация индивидуальной исследовательской деятельности на уроках и в рамках элективных курсов.

    Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» основным направлением деятельности учителя является воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, конкурентоспособной личности. А это в свою очередь подразумевает формирование мотивации к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, посредством общения и самовыражения в различных областях деятельности. Школа должна обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика, создать условия для индивидуального развития и самосовершенствования каждой личности.

    Как мне видится,  работа по достижению этих целей должна вестись  в следующих направлениях:

     

    1.Изменение структуры образовательных программ в направлении переноса акцента с овладения набора понятий  на набор компетенций. Когда у ученика основной задачей станет не  бездумное заучивание формул и определений, а  осознанное воспитание компетентностного подхода к обучению. Ребенок должен логически осмыслить изучаемый материал  и уметь применить  полученные знания для решения встречающихся задач.

     

     2.Индивидуальный темп и уровень усвоения программы  в соответствии с запросами и потребностями каждого обучаемого. Учащиеся отличаются и разной скоростью восприятия информации, и разным " способом ее восприятия", связанным с той системой образов и с тем соотношением логического и чувственного, которые характерны для каждого индивидуума. Но при классно-урочной системе обучения учитель не в состоянии постоянно контролировать и корректировать деятельность каждого ученика. Это противоречие можно преодолеть путем использования персонального компьютера в качестве средства обучения. Это касается не только различной скорости усвоения информации, но и  предоставление ученикам выбора содержания, форм и методов обучения. В идеале для каждого обучаемого компьютер должен создать персональную обучающую программу, которая наиболее полно реализует свободный диалог ученика с машиной. Развитие способностей и мышления учеников станет более эффективным, если индивидуализация процесса обучения будет осуществляться при следующих условиях:

    - учащимся будет предоставлена возможность выбора содержания учебного материала, темпов и форм обучения в зависимости от их интересов, склонностей, возможностей и уровня знаний;

    - учебный процесс будет базироваться на систематическом использовании компьютера  как средства обучения;

    - будут созданы такие программы, которые способны варьировать учебный материал по интересам и способностям учеников:

    - выбора уровня сложности,

    - выбора вариантов содержания,

    - обработки реальных данных,

    - ввода вариативных, свободно конструируемых ответов,

    -анализа ошибок,

    - наличие демонстраций по новому материалу,

    - проведение экспериментов,

    -использование дополнительных источников информации по изучаемой теме,

    - компьютер  будут использоваться в комплексе с другими средствами обучения.

     

    3.Постоянное развитие мотивационной базы ученика от любопытства к любознательности и устойчивому познавательному интересу.  Когда в  учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем и  нестандартных задач доставляет удовольствие.

     

    4.Постоянный контроль уровня сформированности  интеллектуальной и мотивационной сферы, с постоянным отслеживанием динамики  образовательного процесса. Пусть на толику, но потенциал ребенка вырос и это достижение.

     

    5. Проблемное обучение. Существуют два варианта проблемной организации образовательного процесса. Первый вариант предполагает, что процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми компетенциями. В данном случае образовательный процесс нужно строить следующим образом: при изучении нового материала создать проблемную ситуацию и  включить учащихся в решении  этой проблемы. При такой организации осуществляется сотрудничество учителя с учениками. Изучение учебного материала производится путем развертывания исходной проблемной задачи в систему более частных проблемных, исследовательских и учебных задач. Постановка их перед учащимися и решение осуществляется фронтальным, индивидуальным и коллективными способами работы.

    При организации образовательного процесса по второму варианту все учебные занятия пронизаны коллективной учебной деятельностью учащихся, широким участием самих учеников в организации и проведении занятий. Этого можно достичь  отчетом учащихся  перед своей  командой за выполненную работу и ответственность за результаты своего труда. При этом они должны точно знать, какую учебную или проблемную задачу должны решить, каких результатов добиться. Психологические исследования показывают, что для полноценного обучения необходимо сотрудничество учащихся между собой, без прямого вмешательства учителя. Необходимость сочетания индивидуальных и коллективных форм организации учебной работы учащихся диктуется тем, что усвоение знаний происходит лишь в собственной деятельности ученика.

     Практическое использование методики проблемного обучения в курсе физики включает в себя несколько этапов:

    а) Разработка проблемных вопросов, задание должно быть:

    - сложным, сопряженным с противоречиями;

    - увлекательным, но соответствующим логике науки;

    - ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

    - создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

    Б) Формы решения проблемных ситуаций:

    - дискуссия;

    - научный спор;

    - проблемная лекция;

    - проблемные задачи и задания;

    - задачи исследовательского характера.

    В) Определение факторов создания проблемных ситуаций:

    - уровень развития учащихся;

    - характер изучаемого  материала;

    - педагогические цели;

    - творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

    - стимуляция личной заинтересованности в разрешении проблемной ситуации.

    Г) Создание блоков проблемных уроков.

    Д) Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.

    Е) Подготовка проблемных домашних заданий.

    Именно такой подход в организации образовательного процесса позволяет осуществить интерактивное включение обучающихся в работу, не принимать ничего на веру, а обосновывать каждое суждение и решение.

     

    6.Применение информационных технологий на уроках физики.

    Внедряя новые технологии,  учитель ставит перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать,  важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий.

    Для учащихся, которые интересуются физикой, домашнее задание предлагается в виде составления презентации и публикации по изученной теме.

    Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов – занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса, моделируют физический процесс, проходят тестирование.

     

    7. Использование разноуровневых тестов, самостоятельных и контрольных заданий с возможностью при желании перейти на другой более высокий уровень.

     

    8.Создание системы индивидуальных занятий  и консультаций. Это важное условие для работы по углубленному и расширенному изучению материала  с  заинтересованными учениками. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами  и  исследовательскими проектами. Именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса и осознанному выбору будущей профессии.

     

    9.Развитие сферы общения ученика. Ребенок должен  непринужденно общаться  как со сверстниками, так и со старшими,  демонстрировать  при этом умение высказывать и отстаивать свое  мнение, вести диспут и дискуссию на научном языке, пользуясь правилами  толерантности.

     

    10.Должен быть осуществлен широкий спектр самореализации  ученика. Ребенок должен иметь возможность  попробовать себя в различный сферах  деятельности:  от умения  качественно воспроизводить информацию до умения своими руками моделировать  всевозможные процессы и устройства.  Развитие системы самообразования должно идти посредством тесного сотрудничества с ВУЗами и организациями дополнительного образования.

     

    11.Воспитываемая личность должна уметь  существовать в коллективе, нести ответственность за общее дело и свой вклад в него. Желание воспитать лидера в самом себе рождается в человеке после того как он почувствует ответственность за  общее дело, сумеет организовать и повести за собой  других.  Для возникновения такого желания необходимо создавать условия.

     

    12. Нужно вести работу по выявление и развитие одаренности посредством широкого доступа к олимпиадному движению, участию в конференциях и научных обществах, дистанционных семинарах и т.п.

     

    13. Должен  совершенствоваться  механизм  учета и поощрения индивидуальных достижений учащихся как то- создание портфолио и его учет при приеме в ВУЗ, так и увеличение системы  грантов за особые достижения и  успехи.

     

     

    Хотелось бы поделится опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках физики и на элективных курсах.

    Организационный момент:

    -Выбирается тема работы для класса в соответствии с возрастными особенностями и  материалом, изучаемым по программе.

    -Каждой теме приписывается интригующее название.

    -В каждой теме выделяют блоки, которые в свою очередь делятся на более мелкие части.

     В данном виде работы принимает участие весь класс. Каждый ребенок выбирает заинтересовавшую его часть.

    -Разрабатывается траектория движения.

    И в соответствии с ней на каждое занятие ученик получает задание составить слайд и текст к нему. Домашнее задание проверяется, материал обсуждается детьми, вносятся коррективы. Каждый учится у всех. Все ученики занимаются одним делом, но каждый в меру своих возможностей и желаний.

     

    Пример:

    7 класс: 

    Тема: «Измерительные приборы».

    Название курса: «Семь раз отмерь».

    Блоки:

    приборы для измерения характеристик движения (путь, скорость, расстояние, время);

    приборы для измерения характеристик тел(масса, объем, плотность, размер, жесткость);

    приборы для измерения взаимодействия (сила, импульс, энергия, мощность, работа, количество теплоты);

    приборы для измерения характеристик тока (сила тока, напряжение, сопротивление, мощность, работа, энергопотребление);

    приборы для измерения давления (жидкости, газа, атмосферы, тел);

     приборы для измерения характеристик света (освещенность, яркость, световой поток);

    приборы для измерения характеристик звука(громкость, скорость, высота);

    приборы для измерения  температуру (тела человека, воздуха, пламени, тел);

    приборы для измерения характеристик пространства( расстояние, площадь, высота, глубина, влажность).

    Траектория:

    Историческая справка,

     устройство и принцип работы,

    единицы измерения и связь между ними,

    разновидности,

    где используется в быту и технике,

    пример часто встречающихся значений.

     

    8 класс:

    Тема: «Природные явления».

    Название курса: «Природа удивляет».

    Блоки:

    Тепловые физические явления (осадки, теплообмен, парообразование и конденсация, плавление и кристаллизация);

    электрические  физические явления (молния, электризация, электрическое поле);

     магнитные физические явления (намагничевание, магнитные аномалии, магнитное поле земли);

    оптические физические явления (миражи, оптический обман, радуга, лунная дорожка);

    звуковые физические явления (эхо, резонанс, музыкальные инструменты, звуковые эффекты);

    механические физические явления (землетрясение, ураганы, смерчи, тайфуны).

    Траектория:

    историческая справка,

    описание явления и его физической сущности,

    разновидности,

    роль для человека.

     

    9 класс:

    Тема: «Этапы развития транспорта».

    Название курса: «От кареты до ракеты».

    Блоки:

    водные виды транспорта (корабли, подводные лодки, батискафы, корабли на воздушной подушке, аквабайки, парусные суда, гребные суда);

    воздушные виды транспорта ( воздушные шары, планеры, самолеты, вертолеты, ракеты);

    наземные виды транспорта  (повозки,  велосипеды, мотоциклы, машины, амфибии, гусеничный транспорт, электротранспорт).

    Траектория:

    историческая справка,

    устройство и принцип работы,

    разновидности,

    энергетические и экологические характеристики,

    перспективы использования.

     

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: neretina_iv (24.03.2012)
    Просмотров: 330 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: