Вторник
18.02.2020
08:58
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Реализация пяти направлений развития личности в профильной школе
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 78

    Реализация пяти направлений
    развития личности
    в профильной школе.

    Учитель физики:
    Гончарова Наталья
    Николаевна

    г. Воронеж – 2010 г.
    Реализация пяти направлений развития личности
    в профильной школе.
    Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, которые должны уметь решать учащиеся в результате обучения. Ключевые задачи отражают направления формирования качеств личности.
    Актуализация деятельностного подхода при разработке Концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
     более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
     возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний,
     существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых,
     повышение общекультурного и личностного развития,
     придание результатам обучения более операционального характера.
    Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и соответсвующих способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

    Содержание ключевых задач отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего разования:
    Личностное развитие (личностная компетенция) — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических установок и качеств.
    Социальное развитие (социальная компетенция) - воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
    Общекультурное развитие (общекультурная компетенция) - освоение основ отечественной и мировой культуры.
    Интеллектуальное развитие (интеллектуальная компетенция) развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук.
    Коммуникативное развитие (коммуникативная компетенция) -формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации.

    Содержательное наполнение компетенции личностного самоопределения включает знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, причем, с одной стороны, это знания о человеке вообще, а, с другой стороны, и это очень важно (и этого нет в действующем содержании образования!) знания о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

    Способы деятельности:
    1) умения самопознания (самонаблюдение, рефлексия, самооценка);

    2)умения делать соответствующий выбор (выявлять возможные альтернативы, анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать последствия, как для себя, так и для других, осуществлять выбор и обосновывать его, признавать и исправлять ошибки).

    I. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
    Формирование опыта личностного самоопределения предполагает участие в различных психологических тренингах, использование их элементов в учебном процессе, приобретение опыта выбора в специально созданных ситуациях выбора.
    Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

    II. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

    Социальное развитие включает способность личности взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться на рынке труда. Социальная компетенция предполагает знания об обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к профессионалу в той или иной отрасли).

    Способы деятельности можно выделить следующие:
    - умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью определенной социальной роли;
    - умение решать проблемы на рынке труда.

    Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социальной компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх, социальных практиках и проектах.

    III. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ:

    Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Общекультурная компетенция – это способность человека ориентироваться в пространстве культуры, она включает знаниевую составляющую: представление о научной картине мира, знание основных научных достижений, представление о художественных ценностях.

    В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. Представление об указанных способах действия формируется в рамках компетентностного подхода. В общекультурной компетенции можно выделить познавательно-информационную компетенцию, включающую следующие способы познавательной деятельности: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей), умения поиска, переработки, использования и создания информации, а также наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез.

    IV. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

    Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, ключающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, ализа,рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из кружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

    V. КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

    Если рассматривать содержательное наполнение коммуникативной компетенции, то такой ее элемент как знания о коммуникации в содержании образования может быть представлен минимально. Основной акцент должен быть сделан на способах деятельности, к которым можно отнести:
    1) способы обмена информацией
    • монологические умения - воспринимать монологическую речь, вычленять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относиться;
    • диалогические умения – начинать коммуникацию, воспринимать информацию в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию, уточнять детали, высказывать свое мнение;
    2) способы организации совместной деятельности – в основном, это – общие способы организации деятельности (постановка цели, выбор способов действия и т.д.), но дополняющиеся умениями распределять обязанности, уметь руководить и подчиняться, участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.

    Соответственно выделенным способам коммуникативной деятельности, опыт такой деятельности приобретается в ситуациях восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дискуссиях, совместном решении различного типа проблем: практических, философских, этических, эстетических.
    Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
    К рассмотренному содержанию ключевых компетенций необходимо добавить следующее. Поскольку ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умения вычленить проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы, должны присутствовать в каждой ключевой компетенции. Такие умения можно назвать организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

    Если все вышесказанное рассмотреть через призму дидактических позиций, то можно выделить конкретно-дидактические ориентиры формирования допредметного содержания образования:

    1. Компетентностный подход в большей степени регулирует отбор способов деятельности в допредметном содержании образования, в меньшей степени - знаний.
    2. В допредметном содержании выделяются следующие способы деятельности (общие умения): организационные, познавательно-информационные, коммуникативные, являющиеся принадлежностью всех ключевых компетенций. Определяющими являются организационные способы деятельности.
    3. В содержании образования должны быть заданы способы формирования личностного опыта в сфере ответственности ключевых компетенций через посредство образовательных заданий-ситуаций, типология которых определяется содержанием ключевых компетенций.
    Анализ стандартов общего среднего образования, учебных программ, учебников, посещенных уроков показал, что наибольшее внимание в школе уделяется формированию общекультурной компетенции, так как в качестве основной цели образования рассматривается приобщение учащихся к социальному опыту, культуре общества. При этом акцент делается на «знаниевую» составляющую компетенции, обобщенные способы деятельности формируются скорее спонтанно, чем целенаправленно, опыт ориентации в культуре не формируется специально практически совсем.

    Коммуникативная компетенция формируется в аспекте предметных компетенций, связанных с обучением монологической и диалогической речи. Совместная деятельность, совместное решение проблем учениками в учебном процессе в настоящее время представлены достаточно узко. Социально-трудовая компетенция ограничивается информацией об обществе и общественных институтах. Задача формирования опыта (даже частичного, неполного) при взаимодействии с социальными институтами не решается, не осваиваются способы поведения, характерные для той или иной социальной роли (потребитель, читатель, родитель и т.д.)

    Компетенция личностного самоопределения формируется в настоящее время в наименьшей степени, хотя во всей целевых ориентациях образования сказано о необходимости самоопределения, самореализации личности, формирования способности делать самостоятельный выбор.

    Рассмотрение компетентностного подхода на уровне учебных предметов и учебных материалов дает возможность выявить дидактические условия конкретизации допредметного содержания образования:

    1.Учет различных типов учебных предметов: учебные предметы с ведущим компонентом «способы деятельности» могут быть полностью построены на основе компетентностного подхода – иностранный язык, математика, информатика и т.д.; для учебных предметов с ведущим компонентом «научные знания» необходимо согласование предметно-ориентированного и компетентностно-ориентированного подходов; предметы с ведущим компонентом «ценностное отношение» только в аспекте овладения соответствующей деятельностью (рисование, пение) могут быть построены на основе компетентностного подхода.
    2. Согласование предметно-ориентированного и компетентностного подхода в предметах с ведущим компонентом «научные знания» возможно при их блочно-модульном построении. Модуль соответствует крупному разделу. В нем выделяются следующие блоки: блок актуализации знаний, теоретический блок, практикум.
    3. Конкретизация компетентностного подхода на уровне учебных предметов предполагает определенную (предварительно сконструированную) процессуальную составляющую процесса обучения, т.е. необходимо показать параметры ситуации и действия учителя и учащихся в ней для формирования ключевых компетенций.

    4. В формировании ключевых компетенций необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности, так как указанные компетенции формируются во всем жизненном пространстве ученика, которое является более широким, чем школьное.
    Покажем, как может быть построено обучение физике в условиях интеграции предметно-ориентированного и компетентностного подходов.
    В блоке актуализации предусматривается обсуждение с учениками того субъектного опыта по теме, который у них имеется. Например, при изучении темы «Электрический ток» в курсе физики 8 класса в ходе актуализации устанавливаются те знания, которые у учащихся уже есть: обычно ученики знают состав простейшей электрической цепи, источники электрического тока, действия электрического тока, его применение, правила безопасности. . Следующий момент в блоке актуализации – выяснение ожиданий учащихся, определение познавательных, а, возможно, и практических проблем, которые они хотели бы решить. Это могут быть проблемы, связанные с действием конкретных электрических устройств, вопросы, в которых ключевое слово: «Почему?». Следующий момент – обзорное представление того материала, который будет изучен. Для повышения ситуативного интереса учащихся возможно самостоятельное проведение учениками элементарных опытов, например, составление простейшей электрической схемы, включающей источник тока (батарейку), выключатель, несколько лампочек.

    Следующий блок – изложение основных теоретических положений. Если речь идет об основном образовании, то он должен быть более свернут, чем в настоящее время. В условиях профильного обучения центральным будет теоретический блок, изучаемый углубленно, так как именно с теоретическими проблемами связаны познавательные потребности учеников, выбравших соответствующий профиль обучения и готовящихся к продолжению образования в этом направлении.

    Последний блок в модуле – практикум. И именно этот блок даст возможность уделить значительное внимание формированию ключевых компетенций. В этом блоке с учениками решаются практические задачи, в том числе, отражающие реальные жизненные ситуации, в которых всегда есть элемент неопределенности. В таких ситуациях не существует четко обозначенных условий задачи, ученики сами должны выявить существенные и несущественные условия. И если не хватает определенных данных, то найти их.

    В этом же блоке выполняются лабораторные работы, но характер их должен измениться по сравнению с существующими в настоящее время. Сейчас учащимся предлагается четкий алгоритм, следуя которому они и выполняют лабораторные работы. В жизненных же ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно, и лабораторные работы необходимо построить так, чтобы ученики осуществили микроисследование.

    В условиях практикума целесообразно предложить учащимся задания на выбор: например, изучение истории открытия, постановка опытов, подготовка рассказа о выдающихся ученых, рассмотрение технических применений изученных знаний, решение конструкторских задач и т.д. Выполнение указанных видов заданий возможно в групповой проектной деятельности. Завершается практикум рефлексивными действиями ученика, его самооценкой, возможно, наполнением портфолио.
    Указанная система блочно-модульного обучения, построенная на основе компетентностного подхода, даст возможность сделать обучение более близким ученику, отвечающим его познавательным потребностям, и, вместе с тем, сформировать ключевые компетенции.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Ната (19.04.2010)
    Просмотров: 4577 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: