Пятница
26.04.2024
12:09
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Физика в русских пословицах, поговорках, приметов
    Цели урока:
    1. Объяснить учащимся взаимосвязи между природными явлениями и устным народным творчеством, развить у них интерес к этому виду литературного жанра.
    2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к родному краю.
    3. Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.
    План урока.
    1. Организационный момент:
    В ходе урока класс делится на две команды (физики и лирики), идет представление команд.
    2. Вступительное слово учителя:
    "Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами рассмотрим физические явления, нашедшие отражение в таком литературном жанре как устное народное творчество. Прикасаясь к истокам народной мудрости, вы увидите, какими наблюдательными были наши предки и как точно они выражали эти наблюдения в своей разговорной речи. В лучших пословицах, простых, но богатых по мысли из поколения в поколение передавались заветные правила жизни. И неудивительно, что в них нашли отражение многие физические явления, с которыми издревле сталкивались люди. Я надеюсь, что проведя параллель между физикой и литературным миром, помогу вам глубже осмыслить ее проявления в повседневной жизни."
    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя.
    Они великие помощницы
    И в жизни верные друзья.
    Порой они нас наставляют,
    Советы мудрые дают,
    Порой чему-то поучают,
    И от беды нас берегут.
    Пословица вовек не сломится,
    Ведь с ней и горе, и беда.
    И наша речь красна пословицей.
    Давайте вспомним их, друзья!
    3. Ход игры.
    Команды получают задание (показать слайды с пословицами). Команда "лирики" должна раскрыть смысл пословицы (поговорки) с точки зрения житейской мудрости.
    Команда "физики" должна объяснить какое физическое явление отражено в данной пословице (поговорке) и описать его.
    Пословицы и поговорки:

    Канул как камень в воду.
    От грома и в воде не уйдёшь.
    Не всё то золото, что блестит.
    Тихая вода подмывает берега.
    Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.
    Как аукнется, так и откликнется.
    Шила в мешке не утаишь.
    Много снега – много хлеба.
    Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.
    Ложку дёгтя в бочку мёда.
    Как с гуся вода.
    Баба с возу - кобыле легче.
    Капля камень долбит.
    Не подмажешь – не поедешь.
    Собака лает – ветер носит.
    За каждое задание команды получают определенное количество баллов.
    4. Творческое задание. Сообщения учащихся по теме: "Погодные приметы и физика".
    Слово учителя:
    "Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днем, в сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетели народной мудрости. Погодные приметы разнообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них."
    Учащимся предлагается послушать стихотворение английского поэта Э. Дженнера
    и назвать погодные приметы , имеющие физическую природу, а также попытаться
    их объяснить.

    "40 поводов для того, чтобы отказаться от предложения друга совершить совместную прогулку."

    В ночи сверкнули огоньки –
    Зажгли лощину светляки,
    В барометре упала ртуть.
    Вот ветер начинает дуть.
    Стал будто ближе дальний лес.
    Стал будто ниже свод небес.
    К земле прижаты облака.
    И режет уши песнь сверчка.
    Ей вторит резкий крик дрозда.
    Вода чиста, как никогда.
    Рыбёшка занята игрой –
    Хватает мушек над водой.
    Из сети выглянул паук.
    Меня к дивану тянет вдруг.
    И пёс мой бросил грызть мосол,
    Махнул хвостом и спать пошёл.
    Послушна ветру, пыль дорог
    Свилась в крутящийся клубок.
    На скаты крыш садится дым.
    Пастух предчувствием томим.
    Кусают злые мухи скот.
    Всё ниже ласточек полёт.
    Лягушка изменила цвет –
    На ней коричневый жакет.
    И жаба выползла в траву.
    Свинья тревожится в хлеву.
    Свежо, хотя июньский день.
    Потрогай – влажен старый пень.
    Грачи спустились с вышины,
    Как будто пулей сражены.
    Вот курослеп глаза закрыл.
    У старой Бетти нерв заныл.
    Слегка потрескивает шкаф.
    Пахнуло сыростью канав.
    У очага пригрелся кот,
    Усы пушистой лапой трёт.
    Даль предзакатная светла.
    За тучи прячется луна.
    Да, быть дождю! Пора смириться
    С тем, что пикник не состоится.

    Э. Дженнер.

    Затем команды демонстрируют друг другу рисунки ( слайды ) с погодными приметами и предлагают ответить на вопросы:
    1. какая погодная примета "скрыта" в рисунке?
    2. какое физическое явление отражено в данной примете?
    3. какие еще приметы о рассматриваемом физическом явлении вы знаете?

    5. Задание для самостоятельной работы.

    Учащиеся получают пословицы ( поговорки ) и задания к ним.

    * О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице
    (поговорке )?
    * В чём житейский смысл пословицы ( поговорки )?
    * Какие еще пословицы о рассматриваемом физическом явлении вы знаете?
    * Какие пословицы вам больше всего понравились? Почему?

    Пословицы (поговорки ):

    * Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
    * Человек неученый – что топор неточеный
    * Как об стенку горох.
    * Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
    6. Подведение итогов.

    "Шпаргалка" для филолога

    1. Канул как камень в воду. (Тема: гидростатика)
    Тело тонет в том случае, если его плотность больше, чем плотность жидкости.
    2. От грома и воде не уйдешь. (Тема: электропроводность)
    В пословице речь идет не о громе, который неопасен для человека, а о молнии. Молния преимущественно ударяет в места, обладающие хорошей электропроводностью. Например, река, сырая глина, болотистые места поражаются молнией гораздо чаще, чем сухой песок или каменистая почва. Поэтому во время грозы опасно находится в реке или на берегу.
    3. Коси коса, пока роса: роса долой и мы домой.
    Не подмажешь – не поедешь. (Тема: трение)
    Пословицы объясняются существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.
    4. Как аукнется, так и откликнется. Собака лает-ветер носит. (Тема: звуковые волны)
    Первая пословица объясняется явлением эха (отражение звуковых волн от препятствия ), вторая - звукопроводностью воздуха.
    5. Много снега – много хлеба. (Тема: тепловые явления)
    Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые посевы от вымерзания.
    6. Как с гуся вода. (Тема: явление несмачивания)
    Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.
    7. Тихая вода подмывает берега. (Тема: трение).
    Между отдельными слоями воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим, скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки неодинакова: самая большая - в середине русла, самая маленькая - у берегов. Сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта и ,тем самым, подмывая его.
    8. Баба с возу – кобыле легче. (Тема: трение)
    Сила трения пропорциональна силе нормального давления (весу тела). Уменьшение веса приводит к уменьшению трения и увеличению скорости движения.
    9. Шила в мешке не утаишь. (Тема: давление)
    Шило имеет малую площадь поверхности, следовательно, производит большое давление на материал.
    10. Человек неученый – что топор неточеный. Ненаточенный топор имеет большую площадь опоры и производит малое давление на материал, следовательно работать
    таким инструментом невозможно.
    11. Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть. При падении на мягкую и твердую поверхность человек производит разное давление. На мягкой поверхности площадь опоры больше, следовательно давление меньше. Болевые
    ощущения в этих случаях различны.

    12. Ложка дегтя в бочку меда. (Тема: диффузия)
    Диффузия – это взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. В данном случае диффундируют мед и деготь.
    Деготь – это смолистое жидкое вещество, обладающее устойчивым неприятным
    запахом. Поэтому даже малая его масса может испортить продукт.


    13. Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь.
    (Тема: молекулярное строение вещества)
    Части разбитого стекла невозможно соединить, так как молекулы нельзя сблизить на такое расстояние, на котором действует межмолекулярное притяжение.
    14. Капля камень долбит. Длительное разрушающее воздействие жидкости на
    твердое тело (эрозия).
    15. Хорошему прыжку хороший разбег нужен .Пословица объясняется явлением
    инерции. Чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.
    16. Как об стенку горох. При ударе горошины об стенку возникает упругая сила,
    под действием которой она легко отскакивает от твердой поверхности.
    17. Светит, да не греет ( месяц ). Месяц ( Луна ) светит отраженным солнечным
    светом, не излучая тепло.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Люся (19.04.2010) | Автор: Людмила Сукочева E
    Просмотров: 6266 | Рейтинг: 1.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: