Вторник
18.02.2020
11:02
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Исследовательская деятельность на уроках физики
    Автор :
    Войтенкова ЛюбовьГеоргиевна – учитель физики

    г. Воронеж
    2009-2010 учебный год

    «Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их бесконечных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста; мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами".
    Д.И. Писарев
    Ведущим направлением в преподавании физики для меня остаётся отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Среди большого многообразия существующих педагогических технологий особое место занимают технологии личностно-ориентированного образования, которое основано на диагностике. В условиях школы для меня оптимальными являются проектная и научно-исследовательская деятельность. Общими характеристиками технологического направления в преподавании физики являются учет субъективного опыта школьников.
    В процессе преподавания физики главной задачей для меня остаётся качественная подготовка к уроку, поэтому методическое совершенствование и реализация творческого подхода к обучению немыслимо без анализа особенностей современного урока физики. В результате сравнительного анализа целеполагания традиционного и современного уроков я пришла к выводу, что ранее, работая в общеобразовательной школе, я ориентировалась на предметные цели (результаты), т.е., на формирование знаний, умений и навыков. Но они отражали систему действий только меня как учителя и формулировались следующим образом: “Вывести формулу…”, “познакомить учащихся…”, “показать демонстрационный эксперимент…”, “провести физический практикум…” и т.д. При таком подходе ученики – это объекты воздействия учителя, а не равноправные партнеры. В настоящее время я всегда представляю цели собственной деятельности и цели деятельности обучаемых. Мои уроки физики ориентированы на те внутренние изменения в развитии личности ученика не только в когнитивной сфере, но и в равной степени в эмоционально-волевой и поведенческой. В связи с этим, цели урока физики, ориентированные на развитие личности ученика я представляю следующим образом:
     цели, ориентированные на развитие отношения учащихся (личностно-смысловое отношение к физике; ценностные отношения к окружающей действительности: учебно-познавательной деятельности, к другому человеку, к себе…);
     цели, ориентированные на развитие культуры школьников (интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной и т.д.).
    На сегодня для всех педагогов современная теория и практика преподавания физики предлагает большой арсенал активных форм обучения: уроки-проекты, лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги и т.д.
    Программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определённой суммы знаний, но и на развитие личностной сущности ученика, его познавательных и созидательных способностей, его творческой самореализации.
    Учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки, полученных в школьных учебных курсах, путем творческого исследования под моим руководством. Учащиеся приобретают опыт участия в исследовательской деятельности, навыки взаимодействия в группе, участия в научных конференциях, активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.
    Умения, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерении, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации. Формируется умение планировать и формировать собственное информационное пространство на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей.
    Селевко Г.К. выделил следующие общеучебные умения и навыки :
    1.Учения к навыкам планирования учебной деятельности;
    2. Умения и навыки организации своей работы;
    3. Умения и навыки восприятия информации (работа с различными источниками);
    4. Умения и навыки мыслительной деятельности;
    5. Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий.
    Процессу развития общеучебных умений и навыков предшествует процесс их формирования. Я стараюсь не забывать, что успешное формирование умений и навыков зависит:
    1) от осознанности учащимися значения овладения умениями выполнять данное действие;
    2) от наличия определённой цели действия;
    3) то уяснения научных основ действия;
    4) от определения основных структурных компонентов действия (такие структурные компоненты играют роль опорных пунктов действия);
    5) от определения наиболее рациональной последовательности выполнения операций, т.е., от построения модели (алгоритма) действия (путём коллективных или самостоятельных поисков);
    6) от организации небольшого количества устранений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя;
    7) от наличия различных форм обучения учащихся методом самоконтроля;
    8) от наличия организации упражнений, требующих от учащихся самостоятельного выполнения данного действия, если условия меняются;
    9) от эффективности использования определенного умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.
    На мой взгляд, последние 4 пункта свидетельствуют не только о формировании умений и навыков, но и об их развитии.
    Одной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных умений и навыков, на уроке физики, является использование лабораторного метода обучения.
    Причем этот метод является наиболее эффективным для развития умений и навыков.
    лабораторный метод пригоден, в равной степени, для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность память, волю, способность выражать свои мысли, а также эмоции.
    Убеждаясь в своей практической деятельности в справедливости этих утверждений, я использую лабораторный метод обучения для развития общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай – через исследовательские лабораторные работы.
    Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся. Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.
    Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:
    1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.
    2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.
    3. Учитель управляет процессом исследований.
    Лабораторный исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить следующие общеучебные умения и навыки:
    1) Познавательные умения и навыки :
     анализа и синтеза;
     описания наблюдаемых явлений;
     формулировка целей и задач;
     выдвижение гипотезы и предсказание результата;
     использование математических символов;
     установление причинно-следственных связей.
    2) Организационные умения и навыки:
     планирование эксперимента;
     рациональное использование времени;
     правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ.
    3) Технические умения и навыки:
     пользование измерительными приборами и измерение физических величин;
     математическая обработка результата;
     подбор материала к лабораторным работам;
     сборка установки, схема эксперимента;
     использование учебной и технической литературы;
     учет правил ТБ;
     расчет погрешности вычисления;
     оформление результатов (схемы, таблицы, графики).
    4) Умения и навыки сотрудничества:
     обсуждение задания и распределение обязанностей;
     взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);
     обсуждение результатов и формулировка вывода.
     Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.
     Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны.
     Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.
     Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.
     Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.
     Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
    Примером исследовательской деятельности является урок в 7 классе по теме « Сила трения».
    В ходе урока учащимся предлагаются для рассмотрения следующие вопросы:
    1. Когда возникает сила трения?
    2. Что является причиной возникновения силы трения?
    3. Как направлена сила трения?
    4. От чего зависит сила трения?
    Для ответа на четвертый вопрос учащимся предлагается провести исследование с помощью динамометра, набора грузов, деревянного бруска, куска оргстекла, деревянной линейки, куска шерстяной ткани.
    На доске запись:
    Сила трения зависит от:
    1. ………………
    2. ………………
    3. ……………..
    По мере выполнения исследования учащиеся делают соответствующие выводы.

    Категория: Мои статьи | Добавил: нет (19.04.2010)
    Просмотров: 9694 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: