Четверг
28.03.2024
18:24
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [66]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Совершенствование эксперимента в различных направлениях учебной деятельности, как основной компонент физического образования.
    Совершенствование эксперимента в различных направлениях учебной деятельности, как основной компонент физического образования.
    Учитель МОУ СОШ №68 Гавва Ж.Ю.
    Физический эксперимент является важнейшим составным элементом в изучении физики, особенно в средней школе.
    Давно известна народная мудрость:
    "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" Однако это противопоставление искусственное, ведь психологически для восприятия нужны и зрительные, и слуховые ощущения. Надо дать возможность учащимся "и увидеть, и услышать". В этом отношении ценность эксперимента непреходяща, в этом, как говорится, "соль физики".

    В своей практической деятельности я использую лабораторный метод обучения для развития общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай – через исследовательские лабораторные работы.
    Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся. Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.
    Любая исследовательская работа содержит эксперименты, которые не всегда удается выполнить в том виде и в том объеме, котором бы хотелось. Для этого приходится выполнять большую подготовительную работу, так как школьное оборудование пока еще далеко от требований современной методики. Имеющееся в физических кабинетах школ демонстрационное и лабораторное оборудование не отвечает современному состоянию развития науки и техники; многие контрольно-измерительные приборы и установки устарели: (их элементная база соответствует уровню 60-х - 80-х годов XX столетия). Все это сказывается на качестве обучения физике в школах.
    Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время. Например, немало тех, кто интересуется электричеством, радиоэлектроникой и более чем прохладно относятся к «Механике».
    Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
    Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.
    Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
    Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
    Вот здесь нам учителям и ученикам нужна была бы помощь вузов. Помощь в выборе темы и цели исследования учащихся, проведения экспериментов на базе учебных лабораторий факультета. Организация консультационной, методической, профориентационной деятельности. Проведение турниров по исследовательским работам учащихся. Проведение физических практикумов на базе учебных лабораторий факультета.
    Часто на уроках организую исследовательские практические работы, но при этом стараюсь избегать длинных инструкций. Вот некоторые задания:
    В 7 классе.
    Измерьте толщину листа бумаги, из которой сделан учебник.
    Изготовьте из блоков устройство, дающее выигрыш в силе в 6 раз.
    Исследуйте, от чего зависит выталкивающая сила Архимеда.
    В 8 классе.
    Определите длину проволоки, из которой изготовлен реостат.
    Исследуйте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
    В 9 классе.
    Исследуйте зависимость дальности полёта тела брошенного под углом к горизонту от угла бросания.
    При помощи ученической линейки определите скорость реакции соседа по парте.

    На своих уроках использую экспресс лабораторные работы (10-15 мин.)
    На последней парте выставляю оборудование, раздаю карточки с экспериментальным заданием. Например:
    1.Определите сопротивление резистора.
    2.Определите жесткость пружины динамометра.
    Учащиеся самостоятельно выбирают оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
    Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. Например, «Определите объем небольшой картофелины. Вычислите ее массу». Правильность определения объема картофелины отражает умение пользоваться мензуркой; точность, четкость выполнения задания позволяют оценить понимание физического смысла плотности, массы и знание их единиц измерения. Такого рода задания приучают школьника к самостоятельному выполнению работы на всех ее этапах, включая организацию, проведение, осмысление и получение результатов.

    Приведу несколько примеров домашних экспериментальных заданий.
    – Определите предел измерения и цену деления шкалы рулетки. Какие физические величины можно измерить, определить с помощью рулетки? Вычислите площадь поверхности обеденного стола и объем ванной комнаты. Выразите результаты вычислений в м2 и м3.
    – Вставьте плотно воронку в бутылку и попробуйте быстро налить в нее воду. Что вы наблюдаете? Почему вода не вливается в «пустую» бутылку?
    Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным. Например, вариант его постановки в ходе знакомства учащихся 10-го класса с понятием температуры.
    Первый урок на тему «Температура и ее измерение» я сразу начинаю с опыта: изучение теплообмена исследуемого тела и термометра.
    Опыт проводится группой из двух учащихся. Каждый из них получает сосуд с водой и термометр, цену деления которого он определяет, и в дальнейшем для оценки теплового состояния воды пользуется только «своим» термометром.
    Эксперимент начинается после того, как его участники, опустив термометры каждый в свой сосуд, на вопросы: как изменяются со временем показания твоего термометра после его переноса в сосуд соседа? (Оба ученика переносят термометры одновременно). Температуру чего показывает твой термометр в первый момент после переноса его в сосуд соседа?
    Почему при измерении температуры человека медицинским термометром его надо держать 5-10 мин? Нельзя ли провести измерения быстрее? Одинаковы ли результаты измерения температуры воды в одном и том же сосуде, полученные разными участниками? Почему? Что изменилось бы в результатах, если бы сосуды были очень маленькими? В опыте органично сочетаются элементы теоретического обобщения и экспериментального исследования. Важно, чтобы в дальнейшем полученные при этом знания были логично развернуты и использованы в других формах работы.
    В тех случаях, когда нужно охватить исследованием возможно больший объем материала в сравнительно короткое время, лабораторные работы можно проводить в форме дифференцированных заданий. При этом класс делят на две или три группы (например, по рядам столов в классе) и каждая группа выполняет только одно задание. По окончании работы поочередно обсуждают результаты, полученные каждой из групп, подводят общий итог.
    Исследовательский прием выполнения лабораторных работ использую для активного повторения и закрепления учебного материала. В таких случаях могут быть работы двух типов:
     работы, целью которых является закрепление только что проведенного материала (например, отдельных вопросов темы урока)
     работы обобщающего характера, предусматривающие обработку наиболее важных вопросов целой темы курса физики или значительной ее части
    В первом случае продолжительность работ обычно невелика (от 10 до 20 минут), и проводят их, как правило, в процессе урока, на котором рассматривается соответствующий учебный материал. Чаще всего это могут быть кратковременные лабораторные работы.
    Лабораторные работы обобщающего характера предусматривают повторение целой темы или значительной ее части, поэтому они рассчитаны на весь урок.
    Исследовательский прием выполнения обобщающих лабораторных работ в 11 классе является эффективным средством итогового повторения учебного материала с целью подготовки учащихся к выпускным экзаменам.
    В своей работе я сталкиваюсь с трудностями, это нехватка лабораторного оборудования. Поэтому использую задания с использованием фотографий реальных экспериментов. Такие задания, кроме соответствующих формул и законов, проверяют еще и некоторые практические умения, которые в школьном курсе физики формируются при выполнении лабораторных работ. Как правило, использование фотографии существенно увеличивает трудность задания, так как есть проблема у учащихся в узнавании лабораторного оборудования.
    Выполнение таких заданий снимает психологический дискомфорт у учеников, при сдаче ЕГЭ в 11 классе.
    Так же на помощь приходят виртуальные лабораторные работы, которые являются своеобразной аналогией, если не возможной заменой, лабораторного оборудования школьных предметных кабинетов.
    Виртуальная лабораторная работа
     По методике выполнения похожа на обычную
     Позволяет частично сформировать экспериментаторские навыки
     Позволяет усилить «модельную», теоретическую составляющую обучения
     Не заменяет, но дополняет обычные лабораторные работы.
    Все физические эксперименты можно сопровождать использованием компьютерной программы " Физика в картинках ", в которой содержатся и проводятся демонстрации опытов с одновременно строящимися графиками, прилагаются пояснения происходящих процессов и явлений.
    Этот подход в компьютерной программе применяется ко всем основным темам школьного курса физики, что позволяет быстрее и качественнее объяснить учебный материал, повышает наглядность и доступность обучения, даёт возможность демонстрировать неоднократно явления и процессы как в дискретном, так и анимационном режимах. Просматривать изучаемые явления одновременно со строящимися графиками, менять в программе компьютера параметры факторов, создающих явления. Позволяет разносторонне демонстрировать ход опытов, а учащимся глубже осваивать учебный материал. Использование этой программы эффективно на этапах закрепления и повторения учебного материала как в индивидуальном, так и групповом обучении.
    Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, не реализуемые в физических экспериментах.
    Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия физических экспериментов, что позволяет им выполнять многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию.
    Совершенствование эксперимента в различных направлениях учебной деятельности надо вести через:
    1) Демонстрационный эксперимент
    2) Лабораторные работы
    3) Исследовательскую деятельность
    Опыт же не только учит, он увлекает ученика, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек заинтересованный в конечном результате добивается успеха.

    Категория: Мои статьи | Добавил: нет (13.04.2010)
    Просмотров: 786 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: